Держим руку на пульсе блогосферы

Проблемы общественного развития


09.12.2016

Одна за другой на пражской и брненской сценах появляются пьесы на современные темы, ставящие важные проблемы общественного развития, рисующие жизненные конфликты и среду крестьян, рабочих, чиновников. Многие из них были написаны авторами, ранее предпочитавшими историю современности, романтику - реализму. Это, в частности, «Наши гордецы» (1887) и «Вацлав Гробчицкий из Гробчиц» (1888) Л. Строупежницкого,«Ян Вырава» (1886) и «Драма четырех голых стен» 1 (1893, поставлена в 1903 году) Ф. А. Шуберта, «Мир маленьких людей» (1890) М. Шимачка, «Войнарка» (1890) и «Отец» (1894) А. Йирасека, «Мариша» (1894) В. и А. Мрштиков, «Любовница хозяина» (1889) и «Ее падчерица» (1891) Г. Прейссовой.

Наиболее значительные реалистические пьесы Г. Прейссовой, А. Йирасека, А. и В. Мрштиков рисуют жизнь села. Деревенская тематика всегда занимала значительное место в классической чешской литературе и искусстве. Достаточно вспомнить произведения Б. Немцовой, К. Светлой, Б. Сметаны. Но жизнь внесла существенные изменения в изображение деревни. Реалистическая драма обнажила классовые противоречия на селе, рассказала о вторжении бессердечного чистогана в патриархальный мир, о социальном расслоении и порожденных им человеческих драмах. Едва ли не каждая из этих пьес завершается гибелью героини, ибо в центре их чаще всего изображение женской судьбы.

Некоторые чешские критики, противники реализма, обвиняли писателей (в особенности Г. Прейссову) в том, что они искажают жизнь чешского и словацкого села, клевещут на его обитателей. Характерно, что поклонники «эстетического идеала» лишь повторяли то, в чем обвиняли и «Власть тьмы» Толстого, появившуюся в чешском переводе в 1887 году. Бессильные отрицать гениальную мощь русской драмы, они укоряли Толстого в том, что он будто бы чрезмерно сгустил краски, что исходная ситуация неправдива, а убийство ребенка невозможно в жизни и поэтому пьеса оскорбляет нравственное чувство.