Держим руку на пульсе блогосферы

Борьба за брненский университет


04.01.2017

Обращение Яначека к этому произведению свидетельствовало о зрелости его политической мысли. Он выделил те строфы поэмы, в которых наиболее ярко проявилась революционная мысль поэта. Это первая строфа, в которой певец отвергает просьбу рабов утешить их песней о звездах, цветах, прекрасных девах, предлагая им выслушать гневную песню, в которой звучат стоны и бряцание цепей. Ее композитор хотел сделать прологом. Следующей частью должна была явиться пятая строфа, говорящая о невозможности сносить гнет рабства. Яначек отметил восьмую строфу-песню матери-рабыни над колыбелью ребенка. Мать предчувствует безрадостную участь сына и предпочитает, чтобы он умер. За этой строфой должны были следовать десятая, в которой влюбленный в прекрасную рабыню молодой раб сознает бессилие спасти возлюбленную от барской прихоти, и тринадцатая-сатира на рабов, покорно принимающих рабство. В восемнадцатой строфе, обличающей лицемерие церкви, Яначек отметил строки о буре, которая сметет тиранов, а в двадцатой слова о молнии, сверкнувшей в глазах раба.

Мы не знаем, к какому времени относится замысел вокального цикла или, скорее, кантаты. Экземпляр книги с пометками Яначека был, согласно последней воле умирающей дочери композитора, передан в Гуквальды. Поэтому биографы композитора считают, что маргиналии сделаны до 1903 года. Можно допустить, однако, что мысль о сочинении музыки на текст «Песен раба» относится не к 1902-1903 годам, а к позднейшему периоду и непосредственно предшествует произведениям, созданным в годы революционного подъема в Чехии. Решили встретиться с друзьями? Рекомендуем посетить отличный пивной ресторан Иван да Марья. Здесь вы сможете попробовать десятки сортов от крафтовых пивоварен России и национальные блюда в авторской интерпретации шеф-повара.

Высшими творческими завоеваниями Яначека этой поры, несомненно, являются три мужских хора «Кантор Гальфар» (1906), «Марычка Магдонова» (1906-1907) и «Семьдесят тысяч» (1909). Их объединяет дух гневного протеста против социального и национального гнета. «Силезские песни» П. Безруча, откуда взяты тексты хоров,- самое значительное явление революционной чешской поэзии после «Песен раба» С. Чеха. Но книга эта отражает новый этап классовой борьбы. Безруч не прибегает к аллегории, подобно своему великому предшественнику, он локализирует действие в среде силезских горняков, крестьян, интеллигенции.