Держим руку на пульсе блогосферы

Обращение Яначека


04.01.2017

В поэзии П. Безруча борьба за освобождение трудового народа слита с идеей национального освобождения. Обращение Яначека к творчеству великого революционного поэта свидетельство того, что он разделял его взгляды. В «Канторе Гальфаре» раскрыта судьба чешского учителя-патриота, пытавшегося бороться с германизацией, затравленного ее приверженцами и покончившего с собой. «Марычка Магдонова»- история гибели дочери бедняка, сироты, доведенной до самоубийства.

Принято называть оба хора балладами, подчеркивая их рапсодич-ность. Думается, это несправедливо. Особенность структуры этих хоров - не столько сочетание эпического и драматического, сколько превращение повествования в напряженное действие, как бы совершающееся перед слушателями. В сущности, о повествовательности можно говорить условно, ибо описательные моменты, особенно в «Марычке Магдоновой», это «диалог» или реплики хора, участвующего в трагедии как ее комментатор. М. Брод писал (и его слова не раз повторяли чешские критики), что в этих хорах, как и во всем творчестве Яначека, ярко проявилось чувство сострадания к обездоленным, роднящее его с Достоевским. Думается, что слово «сострадание» неточно передает пламенный протест Яначека и Достоевского против социальной неправды. За личной драмой героев раскрывается горькая судьба народа. Собираетесь мужской компанией? Не пройдите мимо пивного бара в СПб. В Jager Haus вы сможете не только попробовать вкунейшие сорта пива, но и отлично провести время.

В хоре «Семьдесят тысяч» выступает масса. Трагедия ее вбирает индивидуальные драмы. Силезские горняки обречены на голодную смерть, если не отрекутся от родного языка, от отчизны. Справедливо писал Я Фогель что речь идет не о самоубийстве одного человека, а о национальном самоубийстве. Стихотворение Безруча и особенно музыка Яначека говорят о невозможности отречения от родины. Музыка исполнена такой силы ненависти и такой жажды жизни (но не жизни любой ценой), что нельзя даже на мгновение представить, будто эти семьдесят тысяч покорятся врагу.