Держим руку на пульсе блогосферы

Маленькие театры


20.08.2017

Все обстояло гораздо сложнее. В ту пору в правительственном театре «Опера комик» шли комические оперы, отражавшие эстетику романтического театра. Однако неприметно эта эстетика становилась уже делом минувшим, отдавала известной стариной, во всяком случае напоминала о вчерашнем дне в развитии и эволюции музыкально-комедийного театра Франции. А Эрве и Оффенбах стремились к подлинно современному театру. Поэтому они начинали не со следования существующей традиции, а с отрицания ее. Позже, в другую пору, Оффенбах вспомнит о традициях комической оперы 30-50-х годов и по-своему преломит их в своем творчестве, но это произойдет на последнем этапе его жизни, накануне 80-х годов, то есть в новой исторической обстановке. А его продолжатели Одран и Планкет воскресят приемы романтической комической оперы как новое основное направление оперетты. А теперь, в середине 50-х годов, начиная с полемики, как когда-то делали ярмарочные артисты, Эрве и Оффенбах берут на вооружение те средства, которыми в свое время с огромным успехом пользовались лицедеи с ярмарок Сан-Жермен и Сан-Лоран. Не можете собраться? Узнайте как побороть лень и открыть в себе второе дыхание.

Так возникает новый термин - оперетта. Он сам по себе не нов, им уже пользовались в былую эпоху, но он в иные времена не привился. А теперь он становится своеобразным противопоставлением понятию комической оперы - крупного, основанного на большой музыкально-драматической форме жанра, который увел на задний план мощное оружие театра - смех. Оперетта - малая опера. Ничего больше в этом термине не заключено. Но старое название применяется к новым идейно-творческим обстоятельствам. Новое вино вливается в старые мехи. Таким образом, именно атмосфера Парижа Второй империи уже в середине 50-х годов оказывается той почвой, на которой смог расцвести этот новый жанр.

Подчеркнутым «благерским» вызовом становится программа глубоко современного театра Эрве и особенно Оффенбаха. Он начинает, как начинали предки из ярмарочных балаганов, с эксцентриады, с пародий, с сатирических сценок, с буффонад, где оправдывается как blague всякая жизненная несообразность. И за всем этим проглядывает намек на сегодняшний день.