Держим руку на пульсе блогосферы

Народный театр


29.01.2020

Подобно Хеннингс, Хёх фотографировалась и исполняла сценки со своими куклами, вступая с ними в двусмысленную идентификацию. На двух таких фотографиях она позирует в образе матери, держащей ребенка на руках, и в виде танцовщицы с партнером (ее костюм в последнем случае повторяет костюм куклы). Эти две темы, связанные диалектически, развиваются в лучших работах художницы этого периода. С одной стороны, Хёх указывает на опустошение современного субъекта под действием механизации и товаризации: ее знаменитый коллаж «Разрез кухонным ножом пивного живота Веймарской республики» (около 1919) являет собой панораму этого процесса, постигшего немцев после падения кайзера, который появляется как раз в виде сломанной куклы рядом с принявшими подобные же обличья представителями Веймарской республики периода ее подъема (так, Хаусмана мы встречаем в виде маленького робота, свисающего из разрушенного тела кайзера). С другой стороны, тот же процесс трактуется Хёх как освобождение: в ее коллаже можно усмотреть как безжалостное препарирование старого режима, так и веселое зарождение нового.

В фотомонтажах начала двадцатых годов она подвергает аналогичной диалектической трактовке образ женщины, представляя «новую женщину» в качестве субъекта культурных стереотипов и сфабрикованных желаний, навязанных извне; но, даже будучи конструктом, «новая женщина» обнаруживает способность к действию вплоть до трансформации собственного сконструированного образа, как это и делает Хёх в своих работах.

Подозреваете, что муж вам изменяет? Закажите профессиональную слежку в детективном агентстве detective-kzn.ru узнайте все наверняка.

Будучи важной составляющей практики Хеннингс и Хёх, изготовление кукол и подобных им изделий стало главным делом Софии Тойбер, блестяще владевшей прикладными искусствами (она тринадцать лет преподавала в Школе декоративно-прикладного искусства в Цюрихе, поддерживая этой деятельностью и Арпа). В 1918 году для постановки пьесы Карло Гоцци «Король-олень» в Цюрихском театре марионеток Тойбер сделала 17 расписных кукол из дерева и металла, которые состояли из геометрических тел (в основном цилиндров и конусов), иногда умноженных в свойственной Дада абсурдистской манере (головные уборы, ткани, жемчужины, перья придавали им половую окраску или просто отличали одних от других). Сказка Гоцци о придворной интриге подверглась в этой постановке коренной переработке: перенесенное в лес, окружающий Бургхёльцли — психиатрическую лечебницу Цюрихского университета, связанную с именем Карла Густава Юнга, соперника Фрейда, действие было превращено в пародию на психоанализ с его авторитарными тенденциями и как раз разгоревшимися в то время внутренними междоусобицами. Король и его возлюбленная оказывались во власти трех персонажей, боровшихся между собой за контроль над ними: Аналитикуса Фрейда, Доктора Комплекса (аватар Юнга) и очаровательного Урлибидо. Чью сторону в этом соревновании занимали Тойбер и ее друзья, неясно: хотя Цюрих был центром юнгианского анализа и сестра художницы работала секретаршей Юнга, Доктор Комплекс представал на сцене не менее смешным, чем Аналитикус Фрейд (обе эти марионетки были в шляпках и юбках).